Нас часто спрашивают о математической модели поверхности корпуса судна, и мы все больше убеждаемся в том, что большая часть проектных компаний не уделяет этому должного внимания. В этой статье формулируются основные стадии работы с математической моделью судовой поверхности. Надеемся, что эта статья также будет полезна студентам судостроительных вузов.

 

Начальная стадия - форма корпуса определяется исходя из эскизов общего расположения (профиль, план, модель - шпангоут) и близкого прототипа поверхности, если таковой существует. Самый быстрый способ получения поверхности на этой стадии - это трансформация прототипа под чертеж общего расположения. Новая поверхность может быть получена буквально за час, при этом теоретический чертеж будет выглядеть достаточно профессионально. Отметим, что ваш инструмент формирования поверхности должен поддерживать такие функции трансформации. Теоретический чертеж и модель поверхности на этой стадии используются для выпуска предварительных корпусных чертежей, расчетов гидростатики, уточнения чертежей общего расположения, выпуска презентационной модели для демонстрации внешнего вида судна заказчику.

 

Стадия эскизного проектирования. После заключения контракта возникает необходимость более детального уточнения поверхности корпуса в соответствии с контрактной спецификацией судна. На этой стадии требования к качеству сглаживания поверхности выше, и важно избегать зазоров между участками поверхности. Если на первой стадии использовался примитивный инструмент моделирования, потребуется конвертировать модель в программу, позволяющую более детальное моделирование. Этого можно избежать, используя одно и тоже программное обеспечение.

 

 

Стадия гидродинамической оптимизации. В настоящее время все больше компаний использует CFD (вычислительная гидродинамика) для оптимизации корпуса судна. Это позволяет уменьшить сопротивление движению судна, повысить экономичность и уменьшить вредные выбросы. Гидродинамическая оптимизация требует высокой точности модели поверхности и представления корпуса как твердого тела. На этой стадии происходит последовательная локальная модификация поверхности на основе результатов прогона модели в CFD.

 

 

Окончательное сглаживание поверхности для производства. После завершения большей части проектных работ выпускается окончательная сглаженная поверхность корпуса судна. На этой стадии моделируются не только корпус, но и все внутренние криволинейные поверхности, рубка и мачты. Важно учитывать технологические особенности судоверфи и прорабатывать детали поверхности.

 

Стадия архивации модели. Несмотря на завершение проекта и постройку судна, математическая модель поверхности должна сохраниться для модернизации и новых проектов. Это сокращает время и затраты при проектировании новых судов и является важной интеллектуальной собственностью компании.

 

Резюмируя, важно организовать процесс работы с математической моделью поверхности корпуса судна с учетом всех этапов ее жизненного цикла. Это обеспечит более эффективное проектирование и более точные результаты при оптимизации и строительстве судов.